Принципы дизайна привычных вещей от Дона Нормана: гид для дизайнеров

Принципы дизайна повседневных вещей по Дону Норману

Дизайн

«Дизайн привычных вещей»: принципы Дона Нормана, которые должен знать каждый дизайнер

Когда мы взаимодействуем с предметами повседневного обихода, мы редко задумываемся о том, как они созданы и как они работают. Иногда они интуитивно понятны и удобны в использовании, в то время как другие могут быть запутанными и раздражающими.

Дональд Норман, всемирно известный эксперт в области взаимодействия человека с компьютером, посвятил свою жизнь изучению этой дихотомии. В своей книге «Дизайн повседневных вещей» он выделил ключевые принципы, которые делают объекты дружественными к пользователю, эффективными и приятными в использовании.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из основных принципов Нормана, которые помогут вам создавать более удобные и интуитивно понятные продукты и услуги.

Содержание
  1. Интуитивность: никаких сюрпризов
  2. Видимость: функции на виду
  3. Обратная связь: уверенность в действиях
  4. Соответствие действительности: Естественное функционирование
  5. Подскажем, на что обратить внимание
  6. Пользовательский контроль
  7. Контролируемые ошибки: превенция или простая корректировка
  8. Минимизация памяти: интуитивность понимания
  9. Понятный и удобный интерфейс
  10. Гибкость: Подстройка к различным пользователям
  11. Эстетика: радует взгляд
  12. Учет культурных особенностей
  13. Уважение автономии
  14. Вопрос-ответ:
  15. Мог бы ты объяснить принцип «видимость» из статьи?
  16. В чем разница между ограничением и картированием по статье?
  17. Как принцип «восстановление от ошибок» применим к дизайну приложений?
  18. Какова важная роль обратной связи в дизайне привычных вещей?
  19. Как принцип «не связывайся» помогает сделать дизайн более удобным для пользователя?
  20. Какова основная идея принципов проектирования привычных вещей от Дона Нормана?
  21. Видео:
  22. TED на руском. Дон Норман. Зачем нужны красивые вещи? Красивый Дизайн.

Интуитивность: никаких сюрпризов

Интерфейсы должны быть понятны на интуитивном уровне, не требуя объяснений.

Ожидания пользователей не следует нарушать.

Действия должны логически вытекать из друг друга.

Обратная связь должна быть мгновенной и однозначной.

В результате пользователи чувствуют себя уверенно и менее склонны к ошибкам при взаимодействии с приложением или устройством.

Видимость: функции на виду

Создайте интерфейсы, где функции легко найти и понять. Не прячьте важную информацию или действия за меню или сложными элементами управления.

Каждая функция должна быть доступна на главном экране или на расстоянии одного клика.

Используйте яркие цвета и четкие метки, чтобы функции выделялись.

Избегайте нагромождения элементов, которое может отвлекать и скрывать важные функции.

Помните: видимость – это ключ к созданию понятных и бесшовных пользовательских интерфейсов, которые делают взаимодействие с устройством или приложением приятным и эффективным.

Обратная связь: уверенность в действиях

Комфорт в использовании обеспечивается возможностью понять, что ваши действия действительно происходят.

Пользователи нуждаются в подтверждении. Это может быть визуальная индикация, звуковой сигнал или тактильная отдача.

Будь то нажатие кнопки или перемещение ползунка, пользователи должны чувствовать уверенность в том, что их ввод распознается и обрабатывается.

Обратная связь должна быть своевременной, соответствовать действию и учитывать контекст. Положительная обратная связь укрепляет уверенность пользователя в правильности выполненных действий.

Однако следует избегать переизбытка обратной связи, так как она может отвлекать или перегружать пользователя информацией.

Соответствие действительности: Естественное функционирование

Каждая вещь должна вести себя так, как от нее ожидаемо. Пользователи не должны удивляться ее поведению. Это не означает абсолютного предсказуемого результата, а лишь естественную реакцию, соответствующую восприятию человека. Например, переключатель должен переключать, а кнопка — нажиматься.

Каким будет поведение, если предмет не соответствует ожиданиям? Пользователь сочтет его сложным в использовании, нефункциональным, может даже опасным.

Для реализации этого принципа необходимо:

1. Изучить намерения и ментальные модели целевого пользователя.

2. Определить естественные действия, соответствующие этим моделям.

3. Разработать интерфейс, учитывающий эти естественные действия.

Подскажем, на что обратить внимание

Признак Последствие
Логичное поведение Позитивное восприятие
Неочевидное поведение Трудности в использовании
Противоположное поведение Опасность

Пользовательский контроль

Пользователи должны быть хозяевами ситуации. Они должны иметь возможность делать то, что им нужно, в той последовательности, которая им удобна.

Слишком сильный контроль со стороны системы ошеломляет и расстраивает. Пользователи должны чувствовать, что у них есть выбор и что они могут корректировать систему под свои потребности.

Предоставляйте пользователям возможности для отмены действий, а также для настройки и персонализации системы. Это дает им ощущение контроля и повышает вероятность того, что они будут довольны продуктом.

Не заставляйте пользователей тратить время на простые и часто выполняемые задачи. Автоматизируйте их или предоставьте удобные ярлыки. Это освобождает время пользователей и уменьшает их разочарование.

Косвенный и неточный контроль приводит к неуверенности и ошибкам. Пользователи должны иметь четкое представление о том, что происходит, когда они взаимодействуют с системой.

Контролируемые ошибки: превенция или простая корректировка

Ошибки неизбежны, но минимизировать их последствия — наша обязанность. Обеспечьте, чтобы ошибки либо не происходили вовсе, либо легко исправлялись.

Превентивные меры включают заметные кнопки «Отмена» и «Подтвердить».

Уведомления об ошибках должны быть понятными и предлагать конкретные шаги для исправления.

Позвольте пользователям отменить свои действия, дав им возможность вернуться назад.

Сообщайте об ошибках в позитивном ключе, избегая обвинений.

Превратите ошибки в возможности обучения, предоставляя руководства и объяснения.

Минимизация памяти: интуитивность понимания

Минимизация памяти: интуитивность понимания

Ваши творения должны быть настолько понятны, чтобы ими можно было пользоваться без необходимости запоминать сложные инструкции.

Понятный и удобный интерфейс

Интерфейс должен быть естественным и логичным,

позволяя пользователям легко ориентироваться в нем.

Упрощайте варианты использования,

избегайте чрезмерной сложности и лишних деталей.

Помните, чем меньше пользователи вынуждены запоминать, тем лучше будет их впечатление от использования вашего дизайна.

Гибкость: Подстройка к различным пользователям

Пользователи отличаются друг от друга, поэтому вещи должны иметь возможность приспосабливаться к их разнообразным потребностям.

Оптимальная гибкость обеспечивает широкий диапазон вариантов.

Необходимо предусматривать разные способы использования, чтобы каждый мог подобрать наиболее удобный.

Продукт должен быть легко адаптируемым, чтобы удовлетворить меняющиеся требования, которые могут возникнуть со временем.

Гибкость не только расширяет привлекательность продукта, но и делает его более доступным для разных категорий пользователей, что может быть решающим фактором для многих людей.

## Универсальный дизайн

Дизайн должен быть инклюзивным, подходящим для всех, независимо от их способностей или ограничений. Такой подход обеспечивает доступность и удобство использования продукта для максимально широкой аудитории.

Универсальный дизайн фокусируется на создании гибких решений, учитывающих различные потребности. Например, сайт с функциями увеличения текста для слабовидящих и стенограммой для пользователей с нарушениями слуха.

Универсальность предполагает использование понятного языка, наглядных указателей и тактильной обратной связи для пользователей с когнитивными или физическими трудностями. Продукты, разработанные с учетом этих принципов, повышают уровень инклюзивности и доступности, улучшая общий пользовательский опыт.

Эстетика: радует взгляд

Дизайн играет важную роль в том, как люди воспринимают вещи. Хороший дизайн должен быть не только функциональным, но и эстетически привлекательным. Люди чаще выбирают красивые вещи, даже если они не более удобны. Красивая вещь приносит не только физическое, но и эстетическое удовольствие.

Зрительно гармоничная вещь вызывает положительные эмоции. Человеку хочется прикоснуться к ней, взять в руки. Предмет становится не просто объектом пользования, но и украшением интерьера, предметом гордости.

Дизайн, учитывающий эстетические потребности, повышает качество жизни людей. Красивые вещи формируют у людей хороший вкус, воспитывают в них чувство прекрасного, делают быт приятнее.

Учет культурных особенностей

Учет культурных особенностей

Успешные привычные вещи не просто функциональны, но и совместимы с культурным наследием пользователей. Имея понимание культурных нюансов, дизайнеры могут создавать изделия, которые более интуитивно понятны и желанны.

Культурные нормы влияют на восприятие цвета, символов, даже принципов взаимодействия. Например, в некоторых культурах избегают использования красного цвета в больницах, так как он ассоциируется с кровью. Или круглое отверстие в интерфейсе может иметь разное значение в разных культурах – в некоторых оно воспринимается как «вход», а в других как «выход».

Дизайнеры должны изучать культурный контекст своих пользователей и учитывать их убеждения, ценности и поведение. Только так можно создать продукты, которые органично впишутся в повседневную жизнь людей из разных культур.

Уважение автономии

Все пользователи ценят свою свободу. Они хотят чувствовать контроль над своими устройствами и не испытывать ограничений. Это значит, что ваши творения не должны мешать их действиям или вторгаться в их личное пространство.

Помните: мы создаем средства для решения проблем, а не создаем проблемы.

В то же время, мы не должны лишать пользователей возможности совершать ошибки.

Наше стремление — создать системы, которые поддерживают пользователей, давая им свободу действовать без опасений нарушить баланс.

Вопрос-ответ:

Мог бы ты объяснить принцип «видимость» из статьи?

Видимость означает, что пользователи должны иметь возможность легко понять, что может делать объект или как его использовать. Например, хорошо спроектированная дверная ручка должна ясно показывать, как ее открыть. Если ручка скрыта или ее трудно распознать, пользователям будет сложно открыть дверь.

В чем разница между ограничением и картированием по статье?

Ограничение предотвращает неправильное использование, делая невозможными определенные действия. Например, прорезные пазы на вилке и розетке гарантируют, что вилка можно вставить только в правильном положении. Картирование, с другой стороны, устанавливает очевидную связь между элементами управления и их функциями. Например, символы на кнопках и экранах помогают пользователям понять, что они делают.

Как принцип «восстановление от ошибок» применим к дизайну приложений?

Восстановление от ошибок позволяет пользователям исправлять ошибки легко и быстро. В приложениях это может включать в себя такие функции, как отмена и повтор, всплывающие окна подтверждения для важных действий и возможность редактировать или удалять информацию, введенную неправильно.

Какова важная роль обратной связи в дизайне привычных вещей?

Обратная связь предоставляет пользователям информацию о том, что происходит, когда они взаимодействуют с объектом. Она помогает им понять, что они делают правильно или неправильно, и соответствующим образом корректировать свои действия. Например, клавиатура предоставляет звуковую или тактильную обратную связь при нажатии клавиши, что позволяет пользователям подтвердить, что их нажатие зарегистрировано.

Как принцип «не связывайся» помогает сделать дизайн более удобным для пользователя?

Не связывайся с пользователями означает, что дизайн должен позволять пользователям выполнять свои задачи без необходимости ссылаться на инструкции или запоминать сложные процедуры. Он должен быть самоочевидным, интуитивно понятным и предсказуемым. Например, пульт дистанционного управления телевизором должен иметь четкие и логично расположенные кнопки, которые позволяют пользователям легко находить и использовать нужные функции.

Какова основная идея принципов проектирования привычных вещей от Дона Нормана?

Принципы проектирования привычных вещей Дона Нормана направлены на создание дизайна, который интуитивно понятен, эффективен и приносит удовольствие от использования. Они подчеркивают важность способности пользователей воспринимать, понимать, использовать и взаимодействовать с объектами без чрезмерных усилий или инструкций.

Видео:

TED на руском. Дон Норман. Зачем нужны красивые вещи? Красивый Дизайн.

Оцените статью
Обучение