Редактируем дизайном: базовые правила вёрстки печатных и цифровых изданий

Редактируем дизайном — правила вёрстки журналов, газет и сайтов

Дизайн

Редактируем дизайном: базовые правила вёрстки журналов, газет и сайтов

Оформление имеет первостепенную роль в восприятии информации. Какими бы содержательными ни были тексты, никто не будет читать их, если написаны они неразборчиво.

При создании печатных и электронных изданий нужно учитывать особенности восприятия текстовых блоков.

И хотя базовые приемы работы с форматированием унифицированы, есть несколько определяющих нюансов, которые стоит учитывать.

Об этих нюансах и пойдет речь в этом материале.

Содержание
  1. Концепция верстки
  2. Модульная сетка: в поисках порядка
  3. Поля — границы текста
  4. Белое пространство — простор для глаз
  5. Типографика: Контраст и разборчивость
  6. Контраст
  7. Разборчивость
  8. Заголовки: маяки в текстовом море
  9. Навигация — понятное перемещение
  10. Списки: структурирование мыслей
  11. Выравнивание текста — гармония страницы
  12. Цвет — визуальный путеводитель
  13. Изображения: живописные иллюстрации и глубинные смыслы
  14. Композиция магии изображений
  15. Цветовые нюансы
  16. Цифровая вёрстка: особенности
  17. Кроссмедийность: максимум эффекта вне зависимости от формата
  18. Вопрос-ответ:
  19. Зачем нужна верстка в печатных и цифровых изданиях?
  20. Какие основные правила верстки нужно соблюдать?
  21. Чем отличается верстка печатных изданий от верстки цифровых публикаций?
  22. Какие инструменты используются для верстки?
  23. Как убедиться, что верстка соответствует требованиям?
  24. Можно ли применять одни и те же принципы верстки для печатных и цифровых изданий?
  25. Видео:
  26. Верстка книги за 20 минут в Indesign. Видеоурок по Indesign. Video tutorials for Indesign.

Концепция верстки

Верстка – это особый язык, позволяющий упорядочить и наглядно представить текст, изображения и элементы дизайна. Правильно выстроенная структура облегчает читаемость, делает макет удобным, а восприятие – приятным.

Грамотно структурированные полосы, поля и отступы помогают направлять взгляд, выделяют акценты. Шрифты, заголовки и выделения расставляют приоритеты, облегчают ориентацию. Цвет, формы, иллюстрации и графика делают материал более наглядным и привлекательным.

Комбинации этих элементов позволяют создавать визуальную иерархию, гармоничные макеты, которые легко читать, воспринимать, понимать, запоминать. Эстетически приятный, функциональный и запоминающийся дизайн – это ключ к захвату внимания, эффективному донесению информации и удержанию интереса.

Модульная сетка: в поисках порядка

Представьте себе забор, где каждый штакетник — это модуль. Штакетники одинаковые по высоте, но могут быть разной ширины. Так и модули в сетке: они разного размера, но помещены в единый каркас.

Сетка — это рамка, в которой размещается весь контент издания. Она задаёт порядок элементов, позволяя читателю легко ориентироваться на странице.

Например, заголовок может занимать два модуля в ширину, а текстовые блоки — по одному модулю. Боковая панель будет отдельным модулем, а фотографии — помещаться в модулях разного размера.

Модульная сетка — это инструмент, который помогает редакторам и дизайнерам создавать упорядоченные, читабельные и эстетически привлекательные издания, где каждый элемент находится на своём месте, а информация воспринимается с лёгкостью.

Поля — границы текста

Геометрия страницы зачастую упускается из виду, но она оказывает огромное влияние на визуальное восприятие текста.

Поля — это отступы по краям страницы, которые отделяют текст от ее границ.

Правильный выбор полей может повысить читаемость, сделать страницу более эстетичной и сбалансированной.

Уместная ширина полей зависит от размера и типа издания, а также от характера информации, которую оно содержит.

Недостаточные поля могут создавать ощущение тесноты, затрудняя чтение.

Слишком большие поля могут приводить к пустоте и нарушению гармонии страницы.

Белое пространство — простор для глаз

Белое, серое, кремовое пространство – пустота страницы, разделяющая элементы, облегчающая восприятие текста.

Типографский воздух вокруг абзацев, заголовков и иллюстраций не только улучшает внешний вид, но и помогает быстро схватывать информацию.

Когда глазам просторно, они не напрягаются, а плавно скользят по тексту. Пустые строчки, отступы, поля – все это элементы белого пространства, влияющие на визуальную привлекательность и читабельность текста.

Пренебрежение белым пространством приводит к перегруженной, визуально тяжелой странице, от которой устают глаза, а восприятие информации затрудняется.

Помните, пустота – не враг, а союзник в создании привлекательного и легкого для восприятия контента.

Типографика: Контраст и разборчивость

Разные шрифты, размеры, цвета и интервалы играют решающую роль в чёткости и привлекательности текста. Подчёркивая контраст и разборчивость, мы создаём комфортный опыт чтения. Вот несколько принципов, которые помогут добиться баланса и создать читаемый макет.

Контраст

Контраст — это разница между элементами дизайна. Он привлекает внимание, создаёт визуальную иерархию и облегчает чтение.

Сочетая тёмный текст на светлом фоне или наоборот, мы улучшаем разборчивость.

Контраст цвета также играет важную роль. Яркие заголовки сразу выделяются на странице, а разделённый цветами текст облегчает навигацию.

Разборчивость

Разборчивость — это способность текста считываться и пониматься легко и быстро.

Шрифты с засечками, как Times New Roman, легче читаются, чем гротескные шрифты, такие как Helvetica. Размер шрифта должен быть достаточно большим, а межстрочный интервал — оптимальным.

Комбинируя различные шрифты и размеры, можно создать иерархию заголовков, что поможет читателям быстро ориентироваться в тексте и находить нужную информацию.

Заголовки: маяки в текстовом море

Заголовки — это больше чем просто слова. Они — светофоры в текстовом потоке, выделяющие главное и направляющие взгляд читателя. Как подборки цветов в букете, заголовки привлекают внимание и создают гармоничный вид.

В мире типографики заголовки играют ключевую роль. Они определяют иерархию текста, облегчают навигацию и делают чтение более приятным. Представьте текст как здание: заголовки — это опорные балки, поддерживающие структуру и обеспечивающие устойчивость.

Выбор правильного размера, стиля и цвета заголовка — одна из важнейших задач, стоящих перед дизайнером. Ведь от этого зависит эффективность взаимодействия текста с читателем. Заголовки должны быть заметными, но не кричащими, информативными, но не перегруженными. Их задача — не затмевать текст, а дополнять и подчеркивать его.

Навигация — это карта, план для читателя. Она должна быть логичной, понятной, удобной. Каждый элемент навигации должен помочь читателю быстро найти нужную информацию и легко перемещаться по изданию.

Навигационный блок может располагаться вверху страницы, слева или справа. Главное, чтобы он был заметен и не мешал читать.

Элементы навигации: меню, оглавление, указатель, карта сайта.

Меню состоит из разделов и подразделов. Каждый раздел может иметь раскрывающееся подменю. Оглавление содержит список глав и разделов книги. Указатель содержит список имен, терминов и понятий с указанием страниц, на которых они упоминаются. Карта сайта — это схема структуры сайта. Она помогает читателю понять, как устроен сайт и как по нему перемещаться.

Навигационные элементы должны выделяться цветом, размером и расположением. Так их легче найти и использовать.

Списки: структурирование мыслей

Грамотно составленные списки помогают упорядочить информацию, сделать текст понятнее и удобнее для читателя. Они облегчают восприятие сложных идей, выделяя главные моменты, улучшают читабельность и ориентирование в тексте. Использование списков также позволяет визуально разбивать большие фрагменты текста, акцентируя внимание на важной информации.

Можно выделить два основных вида списков: нумерованные и маркированные. Нумерованные списки подходят для перечисления последовательных шагов или конкретных пунктов, а маркированные – для представления независимых элементов или альтернативных вариантов.

При создании списков важно соблюдать единообразие: использовать одинаковый формат перечисления, как отступ, тип шрифта и размер текста.

Списки помогают организовать сложную информацию, улучшить читабельность и выделить ключевые идеи, что делает текст более эффективным и привлекательным для читателя.

Выравнивание текста — гармония страницы

В мире печати и цифровых изданий правильное выравнивание текста — не просто технический прием, а искусство, которое может превратить страницу в шедевр.

Оно создает визуальную гармонию, улучшает читабельность и передает характер и тон вашего контента.

Определившись с основными типами выравнивания — левым, центральным, правым и по ширине — вы сможете использовать их для создания визуально привлекательных и захватывающих дух макетов.

Левое выравнивание — классический выбор для многостраничных изданий, обеспечивая четкий и последовательный поток текста для легкого чтения.

Центральное выравнивание добавляет нотку элегантности, часто используясь для заголовков, подзаголовков и коротких цитат, придавая странице ощущение порядка и баланса.

Правое выравнивание создает необычный визуальный эффект, нарушая традиционную структуру, и может быть эффективно использовано для элементов, требующих особого внимания.

Выравнивание по ширине выравнивает текст по обоим краям, что придает четкий и формальный вид. Оно хорошо подходит для создания единообразия и поддержания последовательного внешнего вида на протяжении всего вашего документа.

Цвет — визуальный путеводитель

Цвет - визуальный путеводитель

Цвета играют главную роль в создании визуальной иерархии, направляя взгляд читателя. Теплые тона привлекают внимание, а холодные отталкивают. Контрастные цвета выделяют важные элементы, в то время как похожие цвета создают ощущение единства.

Темные цвета ассоциируются с серьезностью, а светлые — с легкостью.

Зеленый успокаивает, красный побуждает к действию, а синий создает атмосферу доверия.

Используйте цвет последовательно, чтобы связывать связанные элементы и создавать четкую структуру.

Эффективно используя цветовые схемы, можно визуально выделить важную информацию, направить внимание читателя и сделать публикацию привлекательной и удобной для восприятия.

Изображения: живописные иллюстрации и глубинные смыслы

В рисунке сокрыта целая вселенная, где краски играют мелодии историй, а линии складываются в узоры судеб.

Графические образы не просто украшают страницы, они оживляют слова, расширяя горизонты восприятия.

Летящие птицы на развороте книги переносят читателя в бескрайнее небо фантазии.

Изображение завёрнутого в пелёнку младенца на первой странице романа пробуждает нежность и предвкушение.

Отвлекаясь от текста на рисунок, читатель погружается в другой мир, в котором может почерпнуть новые озарения и ощущения.

Композиция магии изображений

Гармоничное сочетание иллюстраций и текста – это танец света и тени, создающий неповторимую атмосферу.

Размер, расположение и форма изображения играют ключевую роль в воздействии на читателя.

Крупный план портрета на обложке журнала притягивает взгляд, вызывая желание заглянуть внутрь.

Серия небольших иллюстраций по краям страницы дополняет текст, иллюстрируя важнейшие моменты.

Изображения, расположенные в виде коллажа, создают эффект объёмности и многомерности.

Цветовые нюансы

Цветовая палитра иллюстраций – это неисчерпаемый источник эмоций и ассоциаций.

Цвет Эмоции и ассоциации
Красный Энергия, страсть, опасность
Синий Спокойствие, гармония, глубина
Зеленый Природа, рост, здоровье

Цифровая вёрстка: особенности

Вёрстка цифровых публикаций обладает своими нюансами, обусловленными спецификой электронных устройств.

Длинные тексты здесь не так удобны, как на бумаге, поэтому контент делится на более мелкие абзацы и блоки.

Важна навигация: читателям должна быть обеспечена простая ориентация в структуре документа.

Особое внимание стоит уделить шрифтам, которые должны хорошо смотреться на экранах разных размеров и с разными разрешениями.

Вёрстка цифровых публикаций подразумевает оптимизацию для различных устройств: от смартфонов до планшетов и компьютеров.

Она должна учитывать как горизонтальный, так и вертикальный просмотр, а также возможность масштабирования контента читателем.

Кроссмедийность: максимум эффекта вне зависимости от формата

Кроссмедийность: максимум эффекта вне зависимости от формата

Развитие технологий изменило способы потребления информации. Сегодня пользователю не достаточно предложить только печатный или только цифровой контент. Эффект от публикаций увеличивается при распространении информации по разным каналам.

Кроссмедийные проекты объединяют разнообразные форматы, например, печатное издание, его веб-версию, мобильное приложение и странички в социальных сетях. Такой подход позволяет охватить аудиторию, которая предпочитает получать информацию в разных форматах.

Для подготовки кроссмедийного проекта используют единую концепцию и общий стиль всех материалов. Это обеспечивает согласованность всех каналов и цельность восприятия информации пользователем.

Реализация кроссмедийного проекта требует слаженной работы команды специалистов. Дизайнеры, редакторы и программисты должны совместно определить оптимальные форматы и методы представления информации в каждом из них. Только такой подход обеспечит эффективность и отдачу от кроссмедийного проекта.

Вопрос-ответ:

Зачем нужна верстка в печатных и цифровых изданиях?

Верстка играет важную роль в улучшении удобочитаемости и визуальной привлекательности печатных и цифровых изданий. Она гарантирует, что текст и изображения расположены таким образом, чтобы облегчить читателю понимание и усвоение информации.

Какие основные правила верстки нужно соблюдать?

Основные правила верстки включают использование сетки, установку отступов и полей, соблюдение контраста между текстом и фоном, использование правильной типографики и создание визуального иерархии.

Чем отличается верстка печатных изданий от верстки цифровых публикаций?

Основное отличие заключается в том, что верстка печатных изданий ограничена физическими размерами бумаги, в то время как верстка цифровых публикаций более гибкая и позволяет учитывать различные размеры экрана и ориентацию.

Какие инструменты используются для верстки?

Существует множество программных инструментов для верстки, включая Adobe InDesign, QuarkXPress и Affinity Publisher. Эти программы позволяют дизайнерам располагать текст и изображения, контролировать отступы и создавать различные макеты.

Как убедиться, что верстка соответствует требованиям?

Лучшим способом обеспечить соответствие верстки требованиям является внимательный просмотр и редактирование с использованием руководства по стилю и другими спецификациями. Можно также использовать инструменты проверки и автоматизированные скрипты для выявления и исправления распространенных ошибок.

Можно ли применять одни и те же принципы верстки для печатных и цифровых изданий?

В целом, принципы верстки схожи для печатных и цифровых изданий, но есть некоторые нюансы. Например, в печатных изданиях необходимо учитывать свойства печатного материала, а в цифровых изданиях — размер и ориентацию экрана устройства, для которого предназначено издание. Кроме того, в цифровых изданиях можно использовать интерактивные элементы, недоступные в печатных изданиях.

Видео:

Верстка книги за 20 минут в Indesign. Видеоурок по Indesign. Video tutorials for Indesign.

Оцените статью
Обучение